Официальный сайт Заслуженной артистки Мордовии Инны Учватовой
Главная Жизнь Творчество Фотогалерея Ссылки Гостевая
Жизнь

Факты

Творческий путь

Гастроли

Интервью

Друзья

"Счастливая звезда Инны Учватовой"

Инна Учватова Наследница Антоновой

В Российской музыкальной академии имени Гнесиных Инна защищала свою дипломную работу по творчеству Марии Антоновой. Валерий Калистратов, профессор Московской консерватории, возглавлявший оценочную комиссию, невероятно обрадовался, узнав, что студентка Учватова - землячка знаменитой мордовской певицы:
- Как же, как же. Отлично помню ее неповторимый голос, - рассыпался восторгом столичный маэстро, пользующийся непререкаемым авторитетом среди отечественных и зарубежных коллег. - Да и Вы, голубушка, ей под стать. При случае, передавайте от меня поклон Марии Николаевне.
- Конечно, - согласно улыбалась Инна.
Из скромности она не решилась сказать, что Антонова ей не просто землячка, но даже родственница, двоюродная сестра деда по отцовой линии. Впрочем, в их Левже к Марии Николаевне давно относятся как к живой легенде, еще полвека назад прославившейся в мире.

В детстве маленькая Инка наряжалась в ажурное «платье», обернувшись кружевной накидушкой, вставала перед огромным зеркалом и тоненьким голосочком затягивала: "Чуфтонь парось, умарина..." Воображала, будто это она - Мария Антонова.
Но вообще-то в Левже поют все. Инна выросла на колыбельных бабушки Оли. И мама Людмила Викторовна, трудившаяся на заводе точных приборов, всегда напевала ту или иную мелодию, вступала в художественной самодеятельности и до сих пор солирует в сельском ансамбле.
А раньше на торжественные концерты - к 1 Мая, ко Дню Победы, на 7 ноября, на конкурсы от Рузаевского района командировали семейное трио Учватовых - Людмилу с двумя дочками, старшей Инной и младшей Ольгой. На три голоса они исполняли "фирменную" мордовскую: "Луганяса келуня..."

Однако о сценической карьере у Инны тогда и мысли не возникало. После восьмого класса она на пару с подружкой намеревалась ехать в Зубово-Полянское педучилище, поступать "на учительницу".
- Да ты что, - воспротивился Николай Киселев, руководивший левжинской самодеятельностью. - Какое педучилище? Тебе музыкой надо заниматься. Собирайся.
Николай Николаевич сам отвез Инну в Саранское музучилище им. Л.П. Кирюкова.

Левжинская инопланетянка

Среди модно одетых городских абитуриентов - эрудированных, раскованных, небрежно жонглировавших специфическими терминами, она ощутила себя чужой, одинокой инопланетянкой. Для нее, обычной деревенской девчонки непонятные "терции", "арпеджио", "бемоли", "крещендо" казались иной, далекой вселенной, поскольку ни нотную грамоту, ни теорию им в Левже никто не преподавал. Тем не менее, приемная комиссия, проверив природные способности Учватовой - чувство ритма, слух, вокальные данные - зачислила ее на отделение хорового дирижирования.

Постижение музыкального ремесла поначалу давалось ей трудно. Так как "читать" нотные тексты она не умела, приходилось воспроизводить все на память, повторяя упражнения за преподавателем или однокурсниками. Пока другие бегали в кино, на свидание, Учватова зубрила гаммы, штудировала учебники. Нет, выступать профессионально на сцене и тогда еще не мечтала. Думала: ладно, отучусь, буду работать с каким-нибудь самодеятельным коллективом. Артистический огонек в Инне разожгла Светлана Малина, преподававшая профилирующую дирижерскую дисциплину:
- Где ваши эмоции? Включите глаза! - требовала Светлана Сергеевна. - Мастерство дирижера - не механическое махание руками. Прежде всего - должно быть живое лицо! Внутренний посыл, чувство, настроение - в мимике, взгляде, жесте.

По окончании музучилища Учватову взяли в Государственный ансамбль "Умарина", солисткой которого в свое время была и Мария Антонова. В начале 1990-х обновленный коллектив еще активно гастролировал по стране. Выступали в Белоруссии, Киргизии, Татарстане, Оренбургской, Ульяновской областях... Кочевая гастрольная бытность доставляла молоденькой артистке определенное удовольствие - знакомство с разными городами, разноликой публикой. Но она понимала: полученных знаний ей не хватает. И поступила на недавно открывшийся факультет национальной культуры Мордовского госуниверситета. Но вокалистов там не готовили, а в ней, верно, все-таки росла артистка, хотя Инна еще долго не решалась в этом признаться даже себе самой.

Иван Бегаев, в конце 1998-х создававший новый собственный ансамбль "Светлица", искал подходящих по внешней фактуре и вокальному тембру девчонок и сразу обратил внимание на русоволосую мокшаночку Учватову: "Как раз то, что надо". И голос хороший, и характер есть..."
Правда, вскоре Иван Владимирович признал:
- Все-таки Инна скорее солистка, "слишком" яркая личностная цельность. И не без сожаления отпустил ее в одиночное плавание.

Эстрадный «нестандарт»

Звездного часа - так чтобы "ах!" и наутро проснуться знаменитой - в судьбе Учватовой не случилось. Хотя в 1996 году она стала лауреатом I Республиканского фестиваля имени Марии Антоновой. Через четыре года вместе с композитором Сергеем Терхановым они поехали на Всероссийский конкурс современной песни.

Для подобного состязания, где обычно исполняются не дюже мудреные рифмовки типа "кровь-любовь", саранские музыканты рискнули взять, как говориться, "не форматные" вещи. В отличие от большинства конкурсантов, заявивших на отборочное прослушивание главным образом уже апробированные и завоевавшие широкую популярность хиты, Инна привезла терхановские песни, вернее даже не песни - скорее песенные сказания-баллады "За рекою да за реченькой", "Как по ельничку", "Трубушка". Мало того, по жребию ей досталось выступать самой первой.

Судьи довольно настороженно отнеслись к "нестандартной" конкурсантке. А возглавлявший жюри Иосиф Кобзон долго-долго о чем-то размышлял и в конкурсном протоколе напротив фамилии Учватова вывел замысловатый вопросительный знак. Однако. Многих других просто обрывают на первом же куплете: "Спасибо…достаточно…Все ясно...". А Учватову, как выразился один из музыкальных авторитетов, тоже нередко облачающийся в судейскую мантию, «хочется слушать, потому что она настолько непредсказуемо многогранна и с каждой фразой, каждым звуком-вздохом открывает вам неизведанные миры».

«Романы» с композиторами

Обычно у эстрадных исполнителей возникают проблемы с формированием собственного репертуара. А вот Учватовой с этим здорово повезло. В студенческую пору она близко познакомилась с композитором Ниной Кошелевой, которая вела в училище "сольфеджио" и "теорию музыки". Нина Васильевна доверила ученице первой (!) исполнить несколько своих песен. Произошло счастливое совпадение эмоционального восприятия, лирического творческого камертона, душевной пульсации композитора и исполнителя. А Кошелевская песня "Вирь" ("Лес") на слова Михаила Безбородова превратилась в "визитную карточку" Инны Учватовой.

Кстати, на местном телевидении одно время крутили клип на эту песню. Зрители поражались: "Надо же, наши-то делают не хуже москвичей. Да еще на мордовском языке!"
Владимир Иванов, снимавший видеоролик, объяснял Инне: "Создай образ. Жест поромантичнее. Ты волосы рукой откинь. Не зажимайся..." А у нее почему-то легкого романтичного взмаха не получалось. Ну, не взлетала рука. Оператор потом уж разглядел сбитые в кровь пальцы артистки. Накануне она затеяла стирку и неловко прятала от камеры израненные суставчики... Но клип смотрелся превосходно!

В школьную пору Инне случайно попались на глаза стихи "Во поле во чистом" Раисы Романовой, опубликованные в журнале "Крестьянка". Так они "зацепили" ее девичье сердце, что захотелось их спеть. Специально попросила соседских мальчишек, игравших на гитаре, показать ей, как берутся аккорды. Только нужной для слов мелодии у Инны так и не родилось. Но поэтическую страницу она вырезала и сохранила. А когда завязалось сотрудничество с Терхановым, Учватова принесла ему заветные "строчки". Сергей Яковлевич уже на следующий день позвонил: «Готово! Можешь забирать».

"Во поле во чистом", - по сути это не песня. Учватова исполняет ее в форме музыкально-драматического мноспектакля, за несколько минут на сцене проживая целую человеческую жизнь.

Недавно творческий багаж Учватовой обогатился песнями, написанными саранским автором Ольги Алиевой "Для тебя", "Какая я счастливая"… «Счастливую» Алиева сочиняла не для Инны. Но Инна уверена, что эта песня про нее. Там есть строчка: "Я пою, потому что живу". И себя она считает вполне счастливым человеком.

Концерт для влюбленных

Судьба подарила ей любящего и любимого мужа Сергея. Они росли на одной улице. С музыкой он не связан, служит в органах правопорядка. Однако никогда не противился творческим устремлениям своей избранницы. И сына Антошку нянчил, когда жена училась на артистку, когда ездиала на гастроли. Антону теперь тринадцать.
Каникулы и выходные они с удовольствием проводят все вместе в родной Левже. На месте старенького бабушкиного дома построили - собственный, новый. Каждую весну он утопает в бело-розовой пене яблонево-вишневого цвета. Каждую осень сад, старательно обихоженный руками хозяев, одаривает их щедрым урожаем. На зиму у них всегда разнообразнейший запас, также собственноручно заготовленных, соков, компотов, варенья, черносмородного, с изысканной кислинкой, вина...

Есть у них еще одна семейная традиция. В день святого Валентина каждый год они дарят друг другу небольшие приятные подарки. Сергей каждый год приносит Инне белые хризантемы, а вечером они устраивают романтический ужин. Вот только в этом году провести романтический вечер в уединении им не удастся. 14 февраля Инна Учватова подарит свой первый сольный концерт - всем влюбленным. Она будет петь на сцене Республиканского дворца культуры. А Сергей, конечно, будет в зале с букетом белых пушистых хризантем.
 

Мила Мельникова
"Известия Мордовии"
11.02.2008
http://www.izvmor.ru/article_3169.html

 
     © Инна Учватова, 2010. www.innauchvatova.narod.ru
Хостинг от uCoz